Автомобили ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107, известные также как «пятерка» и «семерка», являются классическими представителями советского и постсоветского автопрома․ Эти модели, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор пользуются популярностью благодаря своей простоте, надежности и доступности в обслуживании․ Владение этими автомобилями часто связано с необходимостью самостоятельного проведения ремонтных работ, что требует глубокого понимания их устройства․ В этой статье мы подробно рассмотрим устройство автомобилей ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107, а также предоставим исчерпывающее руководство по их ремонту, охватывающее основные узлы и агрегаты․
Общее устройство автомобилей ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107
Несмотря на внешние различия, ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107 имеют много общего в своей конструкции․ Оба автомобиля базируются на одной платформе и оснащаются схожими узлами и агрегатами․ Это делает процесс изучения и ремонта этих моделей значительно проще, поскольку многие процедуры и детали взаимозаменяемы․
Кузов
Кузов ВАЗ 2105 – это классический седан с тремя объемами․ Он отличается простотой форм и надежной конструкцией․ Кузов ВАЗ 2107, в свою очередь, имеет более угловатый дизайн и отличается наличием хромированных элементов, что придает ему более представительный вид․ Оба кузова подвержены коррозии, поэтому регулярная антикоррозийная обработка крайне важна․
Двигатель
На ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107 устанавливались различные модификации бензиновых двигателей․ Наиболее распространены двигатели объемом 1․3, 1․5 и 1․6 литра․ Все они являются рядными четырехцилиндровыми двигателями с верхним расположением клапанов (OHV)․ Эти двигатели отличаются простотой конструкции и неприхотливостью к качеству топлива․ Однако, они требуют регулярного обслуживания и своевременной замены расходных материалов․
Трансмиссия
Трансмиссия автомобилей ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107 состоит из механической коробки передач, карданной передачи и заднего моста․ Механическая коробка передач обычно имеет четыре или пять ступеней․ Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к заднему мосту, который, в свою очередь, распределяет его между задними колесами․ Задний привод обеспечивает хорошую тягу и управляемость на скользких дорогах․
Ходовая часть
Ходовая часть автомобилей ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107 состоит из передней и задней подвески․ Передняя подвеска – независимая, на двойных поперечных рычагах․ Задняя подвеска – зависимая, на продольных рычагах и тяге Панара․ Такая конструкция обеспечивает достаточную плавность хода и управляемость․ Однако, со временем элементы подвески изнашиваются и требуют замены․
Тормозная система
Тормозная система автомобилей ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107 состоит из передних дисковых и задних барабанных тормозов․ Гидравлический привод обеспечивает передачу усилия от педали тормоза к тормозным механизмам․ Регулярная проверка и замена тормозных колодок и дисков, а также прокачка тормозной системы, являются необходимыми условиями для обеспечения безопасности движения․
Электрооборудование
Электрооборудование автомобилей ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107 включает в себя аккумулятор, генератор, стартер, систему зажигания, осветительные приборы и другие электрические устройства․ Электрическая схема довольно проста, но требует внимательного отношения и правильного подключения при проведении ремонтных работ․ Регулярная проверка состояния проводки и контактов помогает избежать многих проблем․
Ремонт двигателя ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107
Ремонт двигателя – один из самых сложных и ответственных видов работ․ Он требует специальных знаний, навыков и инструментов․ Прежде чем приступить к ремонту двигателя, необходимо тщательно изучить его устройство и принципы работы․
Диагностика двигателя
Прежде чем приступать к ремонту двигателя, необходимо провести его диагностику, чтобы точно определить причину неисправности․ Диагностика может включать в себя проверку компрессии, измерение давления масла, проверку системы зажигания и системы питания․ Также необходимо обратить внимание на наличие посторонних шумов и вибраций․
Замена поршневых колец
Замена поршневых колец – распространенная процедура при ремонте двигателя․ Признаками износа поршневых колец являются повышенный расход масла, дымление двигателя и снижение компрессии․ Для замены поршневых колец необходимо снять головку блока цилиндров, поддон картера и вынуть поршни․ После этого старые кольца снимаются и устанавливаются новые․ Важно правильно установить кольца с учетом их расположения и ориентации․
Замена головки блока цилиндров (ГБЦ)
Замена головки блока цилиндров может потребоваться в случае ее повреждения, например, при перегреве двигателя․ Для замены ГБЦ необходимо слить охлаждающую жидкость, отсоединить все шланги и провода, а также снять впускной и выпускной коллекторы․ После этого головка блока цилиндров откручивается и снимается․ Перед установкой новой ГБЦ необходимо убедиться в ее исправности и проверить плоскость прилегания к блоку цилиндров․
Ремонт системы охлаждения
Система охлаждения двигателя играет важную роль в поддержании оптимальной температуры его работы․ Неисправности системы охлаждения могут привести к перегреву двигателя и серьезным повреждениям․ Ремонт системы охлаждения может включать в себя замену радиатора, термостата, помпы и шлангов․ Также необходимо регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и доливать ее при необходимости․
Ремонт системы смазки
Система смазки двигателя обеспечивает смазку трущихся деталей, снижая износ и предотвращая их заедание․ Ремонт системы смазки может включать в себя замену масляного насоса, масляного фильтра и датчика давления масла․ Также необходимо регулярно проверять уровень масла и менять его в соответствии с рекомендациями производителя․
Ремонт трансмиссии ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107
Ремонт трансмиссии – еще один важный аспект обслуживания автомобилей ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107․ Неисправности трансмиссии могут привести к затрудненному переключению передач, посторонним шумам и вибрациям, а также к полной потере движения․
Ремонт механической коробки передач (МКПП)
Ремонт МКПП – сложная и трудоемкая задача, требующая специальных знаний и инструментов․ Признаками неисправности МКПП являются затрудненное переключение передач, самопроизвольное выключение передач, посторонние шумы и вибрации․ Для ремонта МКПП необходимо снять ее с автомобиля, разобрать и заменить изношенные детали․ После сборки МКПП необходимо правильно отрегулировать ее работу․
Ремонт карданной передачи
Карданная передача передает крутящий момент от МКПП к заднему мосту․ Неисправности карданной передачи могут привести к вибрациям и шумам при движении․ Ремонт карданной передачи может включать в себя замену крестовин, шлицевого соединения и подвесного подшипника․ Также необходимо регулярно проверять состояние карданного вала и балансировать его при необходимости․
Ремонт заднего моста
Задний мост распределяет крутящий момент между задними колесами․ Неисправности заднего моста могут привести к посторонним шумам и вибрациям, а также к неравномерному износу шин․ Ремонт заднего моста может включать в себя замену подшипников, сальников и шестерен дифференциала․ Также необходимо регулярно проверять уровень масла в заднем мосту и доливать его при необходимости․
Ремонт ходовой части ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107
Ходовая часть обеспечивает комфорт и безопасность движения․ Неисправности ходовой части могут привести к ухудшению управляемости, повышенному износу шин и снижению комфорта․ Регулярная проверка и своевременный ремонт ходовой части являются необходимыми условиями для безопасной эксплуатации автомобиля․
Ремонт передней подвески
Ремонт передней подвески может включать в себя замену амортизаторов, пружин, шаровых опор, рулевых наконечников и сайлентблоков․ Признаками неисправности передней подвески являются стуки и скрипы при движении, ухудшение управляемости и неравномерный износ шин․ После замены элементов передней подвески необходимо отрегулировать углы установки колес․
Ремонт задней подвески
Ремонт задней подвески может включать в себя замену амортизаторов, пружин, сайлентблоков и тяги Панара․ Признаками неисправности задней подвески являются стуки и скрипы при движении, ухудшение управляемости и неравномерный износ шин․ После замены элементов задней подвески необходимо проверить состояние кузова и при необходимости провести его ремонт․
Замена подшипников ступиц
Замена подшипников ступиц – распространенная процедура при ремонте ходовой части․ Признаками износа подшипников ступиц являются гул и вой при движении, люфт колеса и нагрев ступицы․ Для замены подшипников ступиц необходимо снять колесо, тормозной барабан или диск и выпрессовать старый подшипник․ После этого устанавливается новый подшипник и производится сборка в обратном порядке․
Ремонт тормозной системы ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107
Тормозная система обеспечивает безопасное торможение автомобиля․ Неисправности тормозной системы могут привести к увеличению тормозного пути, неравномерному торможению и полной потере тормозов․ Регулярная проверка и своевременный ремонт тормозной системы являются необходимыми условиями для безопасной эксплуатации автомобиля․
Замена тормозных колодок
Замена тормозных колодок – одна из самых распространенных процедур при обслуживании тормозной системы․ Тормозные колодки изнашиваются со временем и требуют периодической замены․ Признаками износа тормозных колодок являются скрип при торможении, увеличение тормозного пути и снижение эффективности торможения․ Для замены тормозных колодок необходимо снять колесо и тормозной суппорт или барабан․ После этого старые колодки снимаются и устанавливаются новые․ Важно использовать качественные тормозные колодки, соответствующие требованиям производителя․
Замена тормозных дисков и барабанов
Тормозные диски и барабаны также изнашиваются со временем и требуют периодической замены․ Признаками износа тормозных дисков и барабанов являются биение при торможении, трещины и сколы на поверхности, а также уменьшение толщины․ Для замены тормозных дисков и барабанов необходимо снять колесо, тормозной суппорт или барабан и открутить старый диск или барабан․ После этого устанавливается новый диск или барабан и производится сборка в обратном порядке․
Прокачка тормозной системы
Прокачка тормозной системы необходима для удаления воздуха из тормозных трубок и цилиндров․ Воздух в тормозной системе может привести к снижению эффективности торможения и увеличению тормозного пути․ Прокачка тормозной системы производится при замене тормозной жидкости, ремонте тормозных цилиндров и других работах, связанных с разгерметизацией тормозной системы․ Для прокачки тормозной системы необходимо использовать специальный ключ и шланг, а также помощника, который будет нажимать на педаль тормоза․
Ремонт электрооборудования ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107
Электрооборудование обеспечивает работу всех электрических устройств автомобиля․ Неисправности электрооборудования могут привести к отказу осветительных приборов, системы зажигания, стартера и других важных систем․ Регулярная проверка и своевременный ремонт электрооборудования являются необходимыми условиями для безопасной эксплуатации автомобиля․
Замена аккумулятора
Аккумулятор обеспечивает питание электрических устройств автомобиля при неработающем двигателе․ Аккумулятор со временем теряет свою емкость и требует периодической замены․ Признаками износа аккумулятора являются затрудненный запуск двигателя, слабое свечение фар и быстрая разрядка․ Для замены аккумулятора необходимо отсоединить клеммы и снять старый аккумулятор․ После этого устанавливается новый аккумулятор и клеммы подсоединяются в обратном порядке․ Важно соблюдать полярность при подключении клемм․
Замена генератора
Генератор обеспечивает зарядку аккумулятора и питание электрических устройств автомобиля при работающем двигателе․ Генератор со временем может выйти из строя и потребовать замены․ Признаками неисправности генератора являются слабое свечение фар, разрядка аккумулятора и отсутствие зарядки․ Для замены генератора необходимо отсоединить провода и снять старый генератор․ После этого устанавливается новый генератор и провода подсоединяются в обратном порядке․
Замена стартера
Стартер обеспечивает запуск двигателя․ Стартер со временем может выйти из строя и потребовать замены․ Признаками неисправности стартера являются затрудненный запуск двигателя, щелчки при повороте ключа зажигания и отсутствие вращения коленчатого вала․ Для замены стартера необходимо отсоединить провода и снять старый стартер․ После этого устанавливается новый стартер и провода подсоединяются в обратном порядке․
Ремонт системы зажигания
Система зажигания обеспечивает воспламенение топливо-воздушной смеси в цилиндрах двигателя․ Неисправности системы зажигания могут привести к затрудненному запуску двигателя, перебоям в работе и снижению мощности․ Ремонт системы зажигания может включать в себя замену свечей зажигания, высоковольтных проводов, катушки зажигания и трамблера․ Также необходимо регулярно проверять и регулировать угол опережения зажигания․
Полезные советы по ремонту ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107
- Используйте качественные запчасти: Не экономьте на запчастях, так как это может привести к более серьезным поломкам в будущем․
- Тщательно изучайте инструкции: Перед началом ремонта внимательно прочитайте инструкцию по ремонту и убедитесь, что вы понимаете все этапы работы․
- Используйте правильный инструмент: Использование правильного инструмента облегчит процесс ремонта и предотвратит повреждение деталей․
- Соблюдайте технику безопасности: При работе с автомобилем соблюдайте технику безопасности, чтобы избежать травм․
- Не бойтесь обращаться за помощью: Если вы не уверены в своих силах, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам․
Рекомендации по обслуживанию ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107
- Регулярно проводите техническое обслуживание: Техническое обслуживание включает в себя замену масла, фильтров, свечей зажигания и других расходных материалов․
- Следите за состоянием кузова: Регулярно проводите антикоррозийную обработку кузова, чтобы предотвратить коррозию․
- Проверяйте состояние шин: Регулярно проверяйте давление в шинах и износ протектора․
- Следите за уровнем жидкостей: Регулярно проверяйте уровень масла, охлаждающей жидкости, тормозной жидкости и жидкости гидроусилителя руля․
- Своевременно устраняйте неисправности: Не откладывайте ремонт неисправностей, так как это может привести к более серьезным поломкам в будущем․
Автомобили ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107, безусловно, требуют внимания и ухода․ Однако, благодаря своей простой конструкции и доступности запчастей, их ремонт и обслуживание вполне по силам даже начинающим автолюбителям․ Правильный уход и своевременный ремонт позволят вам наслаждаться надежной и бесперебойной работой этих классических автомобилей на протяжении многих лет․ Помните, что безопасность на дороге – превыше всего, поэтому не пренебрегайте техническим обслуживанием и ремонтом своего автомобиля․ Удачи вам в ремонте и эксплуатации ваших ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107!
Описание: Полное руководство по устройству и ремонту автомобиля ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107 поможет вам самостоятельно обслуживать «классику»․